Записки из глубокой жжж…изненной ямы

Почему поручни эскалатора движутся быстрее ступеней

Почему поручни эскалатора движутся быстрее ступенейНаверное, у каждого человека, который хотя бы раз ездил на эскалаторе в метрополитене, возникал вопрос — почему поручни эскалатора движутся быстрее или медленнее ступеней. Почему не отрегулировать и не сделать синхронизацию и т.д.

На этот вопрос есть вполне разумный ответ. При чем, его дал главный инженер-проектировщик одного из крупнейших заводов про производству эскалаторов.

Оказывается, это такая технологическая особенность. Можно даже сказать, что это сделано специально. Хотя, слово «специально», здесь не совсем уместно. Скорее, преднамеренно.

Для того, чтобы не получилось так, что двигатель ступеней остановился, а поручни продолжали ехать или наоборот, сделали таким образом, что двигатели стоят только на ступени. А поручни приводятся в движение специальным блоком с большим колесом уже от ступеней. Поэтому, если ступени останавливаются или начинают двигаться быстрее, то и поручни начинают двигаться синхронно с ними.

Но почему же быстрее или медленнее?

Дело в том, что колесо, приводящее в движение поручни имеет резиновую поверхность. И со временем эта резина стирается. Таким образом диаметр колеса приводного блока становится чуть меньше, а соответственно передаточное число уменьшается (или увеличивается, не владею полной схемой конструкции) и поручни начинаю двигаться медленнее. Это почти как в велосипеде. Чем больше ведущая звездочка на педалях, тем быстрее крутится колесо.

Но это как бы технический момент. И поручни получается должны двигаться медленнее, а не быстрее. А вот здесь уже вступают мысли разработчиков и действия производителей.

По стандарту, разница в скоростях движения ступеней и поручней не должна превышать 2%. Как только разница в скоростях становится больше, так эскалатор нужно выключать и его эксплуатация запрещена. Нужно менять приводной блок. Однако, инженеры решили увеличить срок эксплуатации за счет того, что диаметр колеса приводного блока они спроектировали намеренно на 2% больше, чем положено.

Таким образом, сначала поручни движутся на 2% быстрее ступеней. Со временем, по мере истирания колеса приводного блока, скорость поручней и ступеней сравнивается, а еще дальше, поручни начинаю двигаться медленнее ступеней. Итого, износ основного колеса может составлять аж 4% вместо положенных 2% Вот такая вот инженерная хитрость.

Кстати, когда будете в очередной раз ехать на эскалаторе, обратите внимание в какую сторону движутся поручни — вперед или назад. Если назад, то ждите скорого ремонта данного эскалатора 🙂

Вы можете оставить отзыв.

Ваш комментарий